Программа работы летнего пришкольного лагеря
Аналитическая справка о деятельности пришкольного лагеря
Тип лагеря: лагерь дневного пребывания
Модель лагеря: разновозрастное объединение школьников
В целях реализации ежегодных приказов Буландынского РОО «Об организации трудовой занятости, оздоровление и отдыха детей и подростков в летний период» с 1 июня каждого года начинает свою работу пришкольный лагерь
Лето для детей – это разрядка, накопившейся за год напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, время открытий и приключений, время игры и азартного труда, время событий и встреч с чудом, время познания новых людей, а главное - самого себя.
И именно в лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача – помочь им в этом. Для того, чтобы дети продолжали целенаправленно развиваться, был организован пришкольный лагерь «Ақ бұлақ» и подобран комплекс воспитательных мероприятий.
Основной целью работы лагеря было создание условий для полноценного отдыха, стимулирующего всестороннее развитие творческой личности учащихся в летний период.
Для решения указанной цели перед педагогическим коллективом лагеря ежегодно ставятся следующие задачи:
1. Создавать условия для организованного отдыха детей.
2. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей.
3. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
4. Способствовать формированию культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
5. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
6. Формировать у ребят навыки общения и толерантности.
Направления работы лагеря:
§ Развитие творческого потенциала
§ Формирование здорового образа жизни
§ Воспитание межкультурной толерантности
§ Гражданско – правовое
Принципы:
§ Личностный подход в воспитании
§ Природосообразность воспитания
§ Культуросообразность воспитания
§ Гуманизация межличностных отношений
§ Дифференциация воспитания
§ Средовой подход к воспитанию
§ Отношенческий подход
Все мероприятия нацелены:
Ø На создание единого образовательно-развивающего пространства, в котором осуществляется деятельность по развитию индивида;
Ø На расширение возможности приобретения практического и социального опыта ребенка;
Ø На создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья, обеспечивающих развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, ценностных ориентаций.
За отчетный период лагерь посетили:
год |
количество детей |
количество детей из малообеспеченных семей |
2012г. |
75 |
35 |
2013г. |
80 |
40 |
2014г. |
112 |
41 |
Воспитательский состав за период 2012 – 2014 года:
В основном педагогические кадры пришкольного лагеря состоят из учителей начальных классов, у которых очень большой опыт организации летнего досуга учащихся, и учителей физкультуры.
В соответствии с утвержденным директором школы режимом дня дети находятся в пришкольном лагере с 10 часов утра до 14 часов дня.
09.30 – 10.00 |
Прием детей |
10.00 – 10.15 |
Линейка |
10.15 – 10.30 |
Зарядка |
10.30 – 10.45 |
Мини – урок «Изучаем государственный язык» |
10.45 – 12.30 |
Мероприятия по плану |
12.30 – 13.00 |
Обед |
13.00 – 13.55 |
Игры на свежем воздухе |
13.55 – 14.00 |
Организованный уход домой. |
В режиме летнего пришкольного лагеря предусмотрено одноразовое питание, оздоровительные мероприятия, воспитательно – развивающая программа. План работы лагеря составлен с учетом возрастных особенностей детей и их интересов и утвержден директором школы. Воспитательная работа тщательно разработана педагогическим составом и проводилась согласно плану по следующим направлениям:
направления |
названия мероприятий |
патриотическое |
День Государственных символов Республики Казахстан Беседа «О патриотизме» Викторина «Я – гражданин своей страны» Конкурс стихов «Все о тебе, моя столица!» Конкурс «Я знаю государственный язык» |
эстетическое |
День книги Беседа «О бережном обращении с книгами» Викторина «Отчего и почему» КВН «В стране сказок» Праздник юных художников |
нравственное |
День вежливости Беседы «О вежливости», «Ежели вы вежливы» Игра – путешествие по станциям «В стране вежливости» Акция «Вредным привычкам – нет!» Конкурс рисунков «Мое будущее» |
творческое |
День творчества Игровая программа «Робинзонада» Творческая работа «Как прекрасен этот мир!» День талантов Беседа «О культуре поведения» Коллективное творческое дело «Путешествие по цветным морям» Конкурс талантов «Фабрика звезд» Шоу «Таланты + мы» Кружок «Умелые ручки» |
спортивно –оздоровительное |
День здоровья и спорта Беседа «О здоровом образе жизни» Состязание здоровячков«Большие прыгалки» Веселые старты Беседа «В здоровом теле – здоровый дух» Спортивное шоу «Лето – 2013» Ежедневная зарядка |
экологическое |
День природы Беседа «Об охране природы» Экскурсия в лес. Познавательная программа «Жители лесного царства, зеленого государства» Эстафета лесных сюрпризов Экологический десант Конференция «Как живешь ты, край родной?» Конкурс загадок о лете |
безопасное |
День пешехода Беседа «О ПДД» Игра «Тот пешеход, кто по правилам идет» Конкурс рисунков «Веселый Светофорчик» Посещение ПМЧ 8 Конкурс «Юный инспектор» |
интернациональное |
День сказки Беседа «О толерантности» КВН по сказкам «Ходят сказки по планете» Конкурс инсценирования сказок народов мира Игры народов мира |
Так же ежегодно воспитанники лагеря принимают участие в общегородских мероприятиях, посвященных Дню защиты детей (1 июня) и Дню города Астаны (6 июля). Например, в 2013 году дети участвовали в параде сказочных героев (костюмы героев из сказки «Незнайка»), выступали на праздничном концерте (3 концертных номера), принимали участие в конкурсе рисунков на асфальте (1 место), рисовали рисунок «С днем рождения, Астана!», выполнили макет Байтерека из экологически чистых бросовых материалов.
Внутри лагеря проводятся различные спортивные, воспитательные, культурные и оздоровительные мероприятия, экологические игры, викторины. Ежедневная зарядка на свежем воздухе, спортивные состязания и шоу, игры на свежем воздухе способствовали достижению поставленной цели по укреплению здоровья учащихся и задач по формированию качеств коллективизма, толерантности, дружелюбия. В течение лагерного периода удалось создать условия для успешной организации детского отдыха через развитие познавательного интереса посредством интеллектуальных игр и викторин. Ребята развивают творческие способности через оформительскую работу, участие в концертах, конкурсах рисунков, актёрского мастерства, инсценировку сказок и песен.
Немаловажную роль в организации полноценного отдыха детей, реализации оздоровительной программы играет сбалансированное питание. В школе созданы для этого все условия: имеются специально оборудованное помещение для хранения продуктов, приготовления пищи, необходимый инвентарь. Столовая укомплектована электрической печью, духовым шкафом, холодильной камерой. Питание осуществлялось согласно режиму (обед) по заранее составленному и утвержденному меню. При формировании ежедневного меню учитывались следующие составляющие: калорийность, энергетический потенциал, лечебно-профилактическая ценность. Кроме того, под руководством закрепленной медсестры Жаровой Г.А., проводилась ежедневная витаминизация блюд. За период работы лагеря пищевых отравлений и расстройств у детей не наблюдалось. Согласно опросу воспитанников качеством питания они остались довольны.
Главная задача начальников пришкольного лагеря – обеспечить безопасное пребывание детей в пришкольном лагере. С этой целью с первых дней открытия лагеря были проведены инструктажи:
· Инструкция по правилам пожарной безопасности для воспитанников;
· Инструкция по правилам электробезопасности для воспитанников;
· Инструкция по правилам дорожно-транспортной безопасности для воспитанников;
· Инструкция по правилам безопасности при проведении спортивных мероприятий для воспитанников;
· Инструкция по правилам поведения в экстремальных ситуациях для воспитанников;
· Инструкция по профилактике негативных ситуаций во дворе, на улице, в общественных местах для воспитанников;
· Инструкция по охране труда с колющими, режущими предметами;
· Вводный инструктаж по охране труда
Вся работа педагогов лагеря направлена на формирование и адаптацию детского коллектива к условиям разновозрастной лагерной смены, развитию творческих способностей детей.
По результатам бесед с учащимися и родителями установлено, что работа пришкольного лагеря «Ақбұлақ» удовлетворила запросы родителей и детей на организацию полноценного отдыха в летний период. По итогам работы пришкольного лагеря «Ақбұлақ» можно говорить о хорошем уровне организации воспитательной и оздоровительной работы с детьми в рамках лагерной смены.
Педагогический коллектив очень серьезно относится к ведению документации по лагерю, в отдельной папке ежегодно собираются материалы согласно номенклатуре дел. В 2013 году пришкольный лагерь участвовал в смотре – конкурсе «Дети и лето – 2013», по результатам конкурса победителем стала начальник лагеря Щекина О.В. и была награждена профсоюзом работников образования и науки Республики Казахстан «Почетной грамотой».
Пояснительная записка
Летние каникулы – самые любимые для детей школьного возраста. У ребят значительно увеличивается часть свободного времени, которое можно и нужно использовать для развития творческого потенциала, совершенствования личностных возможностей, приобщения к ценностям культуры, вхождения в систему социальных связей, воплощения собственных планов, удовлетворения индивидуальных интересов в личностно значимых сферах деятельности.
Лето – время игр, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восстановления сил. Это период свободного общения детей. Целесообразно использовать летние каникулы для содержательного отдыха, поэтому актуальна организация школьных оздоровительных лагерей. Лагерь выполняет очень важную миссию оздоровления и воспитания детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков жизненного опыта. Это все возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха детей младшего и среднего школьноговозраста в условиях школьного лагеря с дневным пребыванием.
Лагерь с дневным пребыванием детей организуется на базе КГУ «Макинская средняя школа №4». Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся школы. Возраст детей от 6 до 15 лет. Одним из условий эффективности работы лагеря является использование воспитательного потенциала игры. Игра придает эмоциональную окраску всему происходящему, создает атмосферу сотворчества, учит, помогает общаться.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
–необходимостью упорядочить сложившуюся систему перспективного планирования;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Цель работы лагеря: содействие физическому, психическому, интеллектуальному, нравственному развитию детей; создание педагогической воспитательной среды, способствующей укреплению здоровья детей как жизненно важной ценности и сознательного стремления к ведению здорового образа жизни и развитие у них творческого потенциала.
Задачи:
Ø широкое приобщение детей к разнообразному социальному опыту,
Ø создание в лагере стиля отношений подлинного сотрудничества, содружества, сотворчества;
Ø поддержка и оказание методической и практической помощи отрядным вожатым и детским коллективам в организации и проведении мероприятий;
Ø выявление и развитие творческого потенциала ребёнка, включение его в развивающую коллективную и индивидуальную деятельность;
Ø развитие у детей навыков работы в группе, участия в управлении детским оздоровительным лагерем.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации данной программы ожидается:
1. Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
2. Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, детской самостоятельности и самодеятельности.
3. Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
4. Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
5. Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
6. Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр).
7. Расширение кругозора детей.
8. Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
9. Личностный рост участников смены.
10. Укрепление связей между разновозрастными группами детей.
Концепция программы
Казахстан вошел в третье тысячелетие, имея в запасе как несомненные достижения в науке, искусстве, так и проблемы в различных областях общественной жизни (загрязненная экология, хронические заболевания и т. д.). Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, психологической устойчивостью, высокой нравственностью способен активно жить, успешно преодолевая различные трудности и достигая успехов в любой деятельности. Поэтому родителей, педагогов волнуют вопросы воспитания здорового, физически крепкого ребенка и развития в нем творческих способностей.
Развитию творческого потенциала детей педагогический коллектив уделяет большое внимание. Педагоги единодушно считают, что при отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей происходит их угасание.
Доказано, что если ребенок болен, он не может отдать все свои силы на созидание, на преодоление задач, связанных с творческой деятельностью.
Необходимо также учитывать, что на состояние здоровья влияет такой фактор, как социальная среда.
Понятие «здоровый образ жизни» необходимо закладывать еще в детстве. По опросам детей, родители многих из них ищут спасение в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как двигательная активность, закаливание и др.
Поэтому программа летнего оздоровительного лагеря «Ақ бұлақ» с дневным пребыванием детей опирается на следующие принципы: