Доклад
В Казахстане целенаправленно осуществляется государственная политика информатизации образования. Эффективность этого процесса можно оценить на основе общепринятых международных показателей, разработанных ЮНЕСКО.
Одно из ведущих направлений Государственной программы информатизации системы среднего образования - разработка и внедрение Информационной системы управления средним образованием.
Информатизация образования открывает перед школой следующие важнейшие возможности:
-построение открытой системы образования, обеспечивающей каждому индивиду собственную траекторию самообучения;
-коренное изменение организации процесса познания путем смещения в сторону системного мышления;
-эффективная организация познавательной деятельности обучаемых в ходе учебного процесса;
-усиление деятельностного подхода к учебному процессу во всех его звеньях в совокупности (потребности - мотивы - цели - условия - средства - действия - операции);
-индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемое? и динамической адаптируемости автоматизированных учебных программ;
-возможность использования и организации принципиально новых познавательных средств.
Именно поэтому в Республике Казахстан она приобрела характер задачи государственной важности.
Что такое ИКТ в школе?
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в образование в последние годы наложили отпечаток на развитие личности ребенка. Школа — часть общества, и в ней отражаются те же проблемы, что и во всей стране. Поэтому очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить. Помочь учителю в решении этой трудной задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино- ).
Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
«Информационные технологии –это система методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе информационные технологии напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).
Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой .В этих коммуникациях компьютер обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.
Сегодня ИКТ становятся основным инструментом, который человек будет использовать не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни
Информационно-коммуникативная компетентность учителя
Существует множество программ, электронных учебников, сайтов, публикаций, написанных и разработанных для учителей и учителями.
Огромное количество всевозможных курсов по ИТ предлагают свои услуги педагогам.
В школу поставляется новое оборудование (компьютеры, проекторы, интерактивные доски).
Примерный перечень содержания ИКТ-компетентности учителя:
(по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню).
Знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету (на дисках и в Интернете): электронные учебники, атласы, коллекции цифровых образовательных ресурсов в Интернете и т.д.
Уметь находить, оценивать, отбирать и демонстрировать информацию из ЦОР (например, использовать материалы электронных учебников и других пособий на дисках и в Интернете) в соответствии с поставленными учебными задачами.
Устанавливать используемую программу на демонстрационный компьютер, пользоваться проекционной техникой, владеть методиками создания собственного электронного дидактического материала.
Уметь преобразовывать и представлять информацию в эффективном для решения учебных задач виде, составлять собственный учебный материал из имеющихся источников, обобщая, сравнивая, противопоставляя, преобразовывая различные данные.
Уметь применять ИТ-методики (Новые Информационные Технологии и Интернет) – это методики проведения уроков, объединенных одной темой, с использованием ИКТ. Они содержат ссылки на электронные материалы и веб-сайты, полезные при проведении уроков на заданную тему.
Эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося (программы тестирования, электронные рабочие тетради, системы организации учебной деятельности учащегося и т.д.).
Уметь сформировать цифровое собственное портфолио и портфолио учащегося.
Уметь грамотно выбирать форму передачи информации учащимся, родителям, коллегам, администрации школы:
Школа с хорошим техническим оснащением более привлекательна для родителей, заботящихся об образовании своих детей, т. к. владение информационными технологиями становится сегодня базовым требованием для выпускника школы. Информационные технологии не только меняют формы и методы учебной работы, но и существенным образом трансформируют и обогащают образовательные парадигмы. Насыщение учебных заведений компьютерной, мультимедийной техникой, повышение пользовательского уровня учителей сегодня является мощным стимулом для перевода образования в новое качество. Появляется реальная возможность перейти от разговоров об информатизации и частного опыта внедрения мультимедийных технологий в образовательный процесс отдельными педагогами к практическому созданию единого информационного пространства школы.
В этом учебном году школа продолжила работу над решением следующих задач:
Создание единой информационной среды обучения (обеспечение образовательного процесса в предметных областях). Формирование информационной культуры учащихся, повышение качества образовательной и профессиональной подготовки в области применения современных информационных технологий.
Осуществление развернутого мониторинга образовательной деятельности через опубликование на WEB-сайте школы. Развитие контактов (с родителями, обучаемыми, с другими ОУ) посредством Интернет, электронных дневников. Автоматизирование документооборота создание информационно-коммуникативного обеспечения образовательного пространства.
Информационно-коммуникативное обеспечение общественной жизни школы. Создание открытого информационного пространства школы через информационно-образовательную сеть.
Информатизация позволила поднять на более высокий уровень все сферы деятельности школы:
Компетентность педагогов в области использования ИКТ.
Для формирования ИКТ- компетентности у учащихся необходимо широкое использование ИКТ в образовательном процессе, что невозможно без сформированности ИКТ- компетентности у педагогических кадров.
ИКТ- компетентность у педагогических кадров в нашей школе находится на удовлетворительном уровне:
100% педагогов – владеют ПК
56% - применяют ПК на уроке
75% - создают презентации
Некоторые учителя не осознают важности использования ИКТ в учебном процессе и использование ИКТ носит эпизодический характер. Не всегда применение ИКТ на уроках является эффективным.
Требования к организации работы учителей школы в рамках ИКТ:
Все больше в арсенале учителей появляется цифровых образовательных ресурсов, выпускаемых различными издательствами и являющихся хорошим подспорьем в преподавании различных предметов. Так неоценимую помощь учителю оказывает сеть Интернет, специализированные сайты с коллекциями созданных уроков, сайты для подготовки к итоговой аттестации.
Педагогические работники нашей школы умеют применять следующие средства информационных компьютерных технологий (ИКТ):
Компетентность учащихся в области использования ИКТ.
Свободный доступ к компьютерной базе и ресурсам сети Интернет имеют 100% обучающихся школы и в учебное время и во внеурочной деятельности. Обучение информатике осуществляется в 3-11 классах. Ученики знакомятся с устройством компьютера, постигают азы работы в различных редакторах: MS-Word, Power Point; учатся поиску информации в сети Интернет.
Формирование ИКТ- компетентности осуществляется системно в процессе проведения уроков с ИКТ, внеурочных занятий, самостоятельной и исследовательской работы учащихся.
Результативность деятельности школы по информатизации.
Информатизация образовательного пространства школы позволила ускорить анализ учебно-воспитательной работы, облегчить построение разнообразных отчетов, графиков, диаграмм, а вместе с тем и сэкономить рабочее время директора и завуча школы.
Возросла активность учителей по использованию компьютерных возможностей для более эффективной организации учебно-воспитательного процесса. Компьютер является незаменимым средством для подготовки раздаточного дидактического материала, для планирования уроков и внеклассных мероприятий.
Каждую четверть заполняется база данных по всем педагогам и учащимся, распределена нагрузка учителей, заполнено расписание, сформированы электронные журналы, каждому ученику создан индивидуальный идентификатор и пароль для работы с электронным дневником http://www.kundelik.kz
Результативность внеурочной деятельности с использованием ИКТ
Применение информационно-коммуникационных технологий подняло на качественно новый уровень проведение предметных недель. Каждый учитель старается проводить мероприятия с применением ИКТ, что значительно повышает мотивацию обучающихся и их интерес к предметам. В этом году были проведены предметные недели по циклам. Применялись самые разнообразные методы и формы их проведения, учащиеся знакомились с информацией, выходящей за рамки школьного предмета.
Педагоги используют разнообразные цифровые образовательные ресурсы, тематические коллекции, инструменты (программные средства) для поддержки познавательной деятельности школьников. Родительские собрания и лектории проводятся с применением мультимедийных презентаций по запланированным вопросам.
Все школьные мероприятия и праздники теперь проводятся с использованием информационных технологий. Современные Интернет-технологии и мультимедийные учебники предоставляют возможность быстрого доступа к большим информационным блокам из различных областей знаний. Много времени проводят обучающиеся за компьютером, готовясь к Интернет-конкурсам различного уровня: районным, областным, Ресспубликанским, участвуют в дистанционных олимпиадах, занимают призовые места.
Работа школьного сайта
Школьный сайт — это своего рода визитная карточка школы. На страницах сайта школа знакомит посетителей Интернет, возможно, будущих учеников и их родителей с различными сторонами школьной жизни: историей и традициями школы, школьным коллективом, техническим оснащением школы, возможностями получения дополнительных образовательных услуг (через кружки, клубы, спортивные секции и пр.), и т. д.
Наполнение школьного сайта – это еще одно из важных направлений работы текущего года. Школьный сайт нашей школы содержателен и интересен постоянно пополняется новой информацией. Он включает в себя множество разделов. На сайте размешены различные публикации учителей и учащихся, все творческие работы
Материально техническое оснащение:
На данный момент школа оснащена частично, не во всех кабинетах есть компьютеры и мультимедейное оборудование. Оснащенные кабинеты: информатика(17 ПК, интерактивная доска), физика, химия, биология, математика, начальные классы, география, казахский язык, история, английский язык, русский язык. Эти кабинеты оснащены интерактивными и мультимедейными досками.
Администрация школы так же оснащены компьютерами.
Кроме этого есть кабинет робототехники.
Вывод:
Использование компьютерных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения, постоянно поддерживает учителей в состоянии творческого поиска и совершенствования профессионального мастерства.
Задачи на следующий год: