"Ақмола облысы Білім басқармасының Жақсы ауданының білім бөлімінің Запорожье ауылының жалпы білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Запорожье отдела образования Жаксынского района управления образования Акмолинской области»

Ақпарат

Виртуальный музей ЗСШ - Мектеп мұражайы

  - Инстограм парақшасы

Атаулы және атаулы күндер күнтізбесі 2025 жылға арналған

Сіздердің назарларыңызға Қазақстан Республикасының 2025 жылға арналған атаулы және атаулы күндерінің күнтізбесін ұсынамыз. Күнтізбе кітапханашыларға, мұғалімдерге, жоғары оқу орындарының оқытушыларына, сондай-ақ оқырмандардың кең ауқымына арналған. Жәрдемақы келесі бөлімдерден тұрады:

  1. Қазақстан Республикасының мереке (демалыс) күндері;
  2. Қазақстан Республикасындағы кәсіби және өзге де мерекелер;
  3. Халықаралық мерекелер;
  4. 2025 жылға арналған атаулы және атаулы күндер күнтізбесі;
  5. Күні мен айы белгіленбеген атаулы күндер;
  6. Кітаптардың мерейтойлары.

Ары қарай..

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Способы получения органических веществ (Автотрофы и гетеротрофы)

07.12.2017

Тема

урока:Способы

получения органических веществ (Автотрофы и гетеротрофы)

Цели урока:

1.    

Сформировать знания о разнообразии

способов получения органических веществ в живой природе, автотрофном и

гетеротрофном питании и их разновидностях.

2.    

Продолжить формирование умения

самостоятельно приобретать знания, развитие логического мышления через умение

сравнивать, анализировать, делать выводы.

3.    

Продолжить формирование интереса к

предмету, научного мировоззрения о разнообразии жизненных форм по способу

питания.

Тип урока: комбинированный

Методы:  словесный, наглядный, частично – поисковый, научно-исследовательский, 

                  социальный.

Результат обучения для ученика: Знают сущность понятия автотрофы, гетеротрофы, сапрофиты,

паразиты, фототрофы, хемотрофы, примеры живых организмов имеющих данные способы

питания.

Умеют характеризовать каждый способ питания, приводить

примеры, устанавливать взаимосвязи между особенностями строения живых

организмов и способом их питания.

1.    

Вводная

часть.

Цитата урока: «Мы живем не для

того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить»

Сократ

Создание эмоционально – положительной обстановки.

2.    

Повторение.

Задание 1.Соотнесите понятие

с его определением

 

1.– совокупность

химических реакций в живой клетке, складывающихся из противоположных

процессов пластического и энергетического обменов.

Диссимиляция

(Катаболизм)

(энергетический обмен)

2.– совокупность

реакций, обеспечивающих синтез органических соединений в клетке (фотосинтез,

биосинтез белков).

Обмен веществ

3.– совокупность

реакций расщепления органических соединений, сопровождающихся выделением

энергии.

Метаболизм 

4.–

совокупность биохимических                                                              

реакций, протекающих в клетке и обеспечивающих процессы ее

жизнедеятельности.

Ассимиляция

(Анаболизм)

(пластический обмен)

 

Задание 2. Установите соответствие

между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к

ассимиляции или диссимиляции:

 

Процессы, протекающие в клетках

Обмен веществ

1. Испарение воды

2. Дыхание

3. Расщепление жиров

4. Биосинтез белков

5. Фотосинтез

6. Расщепление белков

7. Расщепление полисахаридов

8. Биосинтез жиров

9. Синтез нуклеиновых кислот

А –

ассимиляция

       (анаболизм)

 

 

 

Б –

диссимиляция

       (катаболизм)

 

3.    

Актуализация знаний.

1) Для чего клетка и организмы могут

использовать поглощаемые вещества?

2) Какими способами клетка и

организмы могут питаться?

4.    

Работа в

группах по заполнению общей схемы способов получения  органических веществ, с использованием

ресурсных материалов.

I– группа:  заполнение схемы «Автотрофы»   (приложение №1)

II– группа:  заполнение схемы «Гетеротрофы»(приложение №2)

5.     Рассказ учителя «Типы питания» с

использованием слайдовой презентации.

6.    

«В

мире интересного» выступление учащегося с презентацией.

7.    

Учебно

- исследовательская работа.  Изучение

организма под микроскопом и по описанию ресурсного материала. Изучение его

способа питания.

I– группа:  заполнение таблицы. Изучаемый объект  -  эвглена

зеленая.

(приложение

№3)

Изучаемый

объект_______________________________

Форма

тела

 

Орган

передвижения

 

Орган

восприятия света

 

Хроматофор

 

Хлоропласты

 

Питание

 

 

 

Способ

питания

 

 

 

II– группа:  заполнение таблицы. Изучаемый объект  -  хламидомонада.

(приложение

№4)

Изучаемый

объект_______________________________

Форма

тела

 

Орган

передвижения

 

Орган

восприятия света

 

Хроматофор

 

Хлоропласты

 

Питание

 

 

 

Способ

питания

 

 

 

8.    

Фото - тест: 

I– группа:  Из перечисленных организмов выберите автотрофов.

II– группа:  Из перечисленных организмов выберите гетеротрофов.

 

9.     Индивидуальная работа у

интерактивной доски с тестовыми заданиями.

  Учащиеся по

очереди отвечают на одно тестовое задание.

Тест - контроль

1) Энергия солнечного света преобразуется

в химическую энергию в клетках:

а)

хемотроф

б) фототрофов.

в)

гетеротрофов.

г)

сапротрофов.

2) Хемосинтезирующими бактериями являются:

а) железобактерии.

б)

бактерии брожения.

в)

молочнокислые бактерии.

г)

сине-зеленые (цианобактерии).

3) Грибы опята растут на гнилых пнях,

поэтому их относят к группе:

а)

автотрофов.

б)

паразитов.

в)

симбионтов.

г) сапрофитов

4) Заболевание туберкулез легких у

человека вызывает:

а)

вирус.

б)

плесневый гриб.

в) бактерия-паразит.

г)

бактерия-сапротроф.

5) По способу питания подавляющее

большинство бактерий:

а)

автотрофы.

б) сапротрофы.

в)

хемотрофы.

г)

симбионты.

6) Туберкулезную палочку по способу

питания относят к:

а)

сапротрофам.

б)

хемотрофам.

в) гетеротрофам.

г)

автотрофам.

7) Бактерии, питающиеся органическими

веществами отмерших организмов, - это:

а)

паразиты.

б) сапрофиты.

в)

хемотрофы.

г)

симбионты.

8) К автотрофным организмам относят:

а)

плесневые грибы.

б)

болезнетворные бактерии.

в) хемосинтезирующие

бактерии.

г)

многоклеточных животных.

10.                      

Работа

в группах по определению способов питания.

Определить способы питания  организмов

1. Используют энергию солнечного света

для синтеза 

    

органических веществ.

2. Используют энергию, заключенную в

пище.

3. Синтезируют органические вещества из

неорганических.

4. При недостатке света водоросль

способна поглощать

    

растворенные в воде органические вещества через клеточную

    

стенку. 

5. Питаются мертвыми органическими

остатками.  

6. Питание включает три этапа:

поедание, переваривание и 

    

всасывание переваренных веществ.

7. Используют только готовые

органические вещества.  

8. Благодаря наличию специального

светочувствительного глазка, 

    

организм плывет туда, где фотосинтез идет активнее.

9. Для синтеза органических веществ используют

химическую

   

энергию.

Ответы:   Автотрофы:                 1;  3;  9.

                 Гетеротрофы:              2;  5; 

6;  7.

Автогетеротрофы:      4;  

8.

 

11.                      

 Домашнее задание: 

Параграф 26 стр.131

Ответить на вопросы стр.136

Составить 5 тестовых заданий по

данной теме.

12.                      

Рефлексия.

(приложение

№1)

Автотрофы

Автотрофные организмы никого и

ничего не едят. Они способны само­стоятельно

создавать все необходимые им органические веще­ства из неорганических — воды,

углекислого газа и других. Для этого из внешней среды им нужна энергия, которую они могут получить

двумя способами…

 

Фотоавтотрофы

используют энергию света. Для этого

в пластидах содержатся  светоулавливающие

вещества – пигменты. Главный из них – хлорофилл. К фототрофам относятся зелёные

растения, цианобактерии, окрашенные бактерии (зелёные, пурпурные)

 

Хемоавтотрофы

в свете не нуждаются, используют

энергию химических реакций окисления. Живут в почве, на рудах. Превращают одни

минеральные вещества в другие при  помощи

атмосферного кислорода, а выделившуюся энергию используют на синтез питательных

веществ. Серобактерии, железобактерии, нитробактерии. Благодаря

жизнедеятельности бактерий -хемосинтетиков в почве образуются соли, которые

являются важнейшими компонентами минерального питания высших растений,

образуются большие залежи селитры и болотной руды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(приложение

№2)

Гетеротрофы.

Питаются

готовыми органическими веществами.

Получают готовые органические

вещества (кого-то или что-то едят), но разными способами.

 

Сапрофиты

Первая группа гетеротрофов –

сапротрофы. Разлагают неживое. Питаются гниющим или разлагающимся органическим

веществом. Плесневые грибы, бактерии гниения, брожения и т.д.

 

Паразиты

Вторая группа гетеротрофов –

паразиты. Часто для подобных организмов характерно упрощение строения тела.

Например, растения-паразиты не содержат хлорофилла, а бычий цепень не имеет

даже пищеварительной системы, т.к. получает готовые питательные вещества через

поверхность тела.

 

Симбионты

Третья группа гетеротрофов – симбионты. Иногда доходит

до странного: например, термиты, основной пищей которых является древесина, эту

самую древесину

переваривать сами не могут. А помогают им в этом  симбиотические жгутиконосцы, которые обитают

в их кишечниках,        выделяя необходимые для переваривания

ферменты.

 

Голозои

 

Четвёртая  группа гетеротрофов – голозои. Голозойное

питание включает три этапа: поедание, переваривание и всасывание переваренных

веществ. Голозойное питание чаще наблюдается у многоклеточных животных, имеющих

пищеварительную систему.

 

 

Голозойно - питающихся животных можно разделить на

 

плотоядных, растительноядных        и          всеядных.

 

 

 

 

 

 

 

(приложение

№3)

Учебно - исследовательская работа

Тело простейшего организма зеленое вытянутое, веретеновидной

формы, заостренное на конце, состоит из одной клетки, и покрыто тонкой

эластичной оболочкой, помогающей организму  сохранять свою форму, а также

вытягиваться, сокращаться и извиваться. На переднем конце тела имеется длинный

жгутик, который переходит в углубление — клеточный рот. Жгутик вращается,

благодаря чему оно движется в воде, совершая при этом вращательные движения в

сторону, противоположную вращению жгутика, как бы ввинчиваясь в воду. Кроме

того вращение жгутика способствует засасыванию в клеточный рот органических

микрочастиц, которыми оно питается. В основании жгутика лежит плотное базальное

тельце. На переднем же конце тела расположен красный светочувствительный

глазок,  и сократительная вакуоль

Питание.

Данный

организм - представитель так называемых растительных жгутиконосцев, у которых в

цитоплазме имеются хлоропласты,

благодаря которым он может питаться, как растение — автотрофно, с помощью фотосинтеза синтезируя органические вещества

из воды и углекислого газа, растворенного в воде. Этот процесс происходит

 на свету. Благодаря наличию специального органа — глазка, расположенного

на переднем конце тела, организм может различать свет, и всегда плывет туда,

где больше света, то есть туда, где фотосинтез идет активнее. Органические вещества,

образующиеся при фотосинтезе, запасаются в виде гранул в цитоплазме, и

расходуются, когда организм голодает.

Однако,

в отличие от растений, организм может питаться и гетеротрофно, поглощая готовые органические вещества, засасывая их

через клеточный рот, при этом образуется пищеварительная вакуоль. Или

непосредственно через клеточную оболочку — пелликулу, образующую микротрубочки

— впячивания, через которые в цитоплазму поступают растворенные в воде

органические вещества.

Пищей

для него могут служить одноклеточные водоросли и животные, бактерии,

микрочастицы органических веществ. В темноте питается только гетеротрофно, а на

свету у него присутствуют оба способа питания. Если поместить его на долгое

время в темноту, хлорофилл исчезает, и он переходит полностью на гетеротрофное

питание.

Изучаемый

объект_______________________________

Форма

тела

 

Орган

передвижения

 

Орган

восприятия света

 

Хроматофор

 

Хлоропласты

 

Питание

 

 

 

Способ

питания

 

 

(приложение

№4)

Учебно - исследовательская работа

 

Данный организм относится к роду одноклеточных растений из

отдела зеленые водоросли. Данный род объединяет более 500 видов, подавляющее

большинство из которых обитают в пресных водоемах. Зачастую это мелкие, хорошо

прогретые, грязные водоемы.

  Строение. Типичный представитель рода – это

одноклеточная водоросль чаще продолговатой грушевидной формы, иногда округлой

либо овальной. К переднему, несколько вытянутому краю клетки прикрепляются два

жгутика, благодаря которым клетка способна передвигаться в толще воды.

Водоросль покрыта относительно прочной пектиновой оболочкой. В цитоплазме

имеется фоторецептор – светочувствительный глазок. Характерно наличие двух

сократительных вакуолей. Основной функцией их является удаление избытка воды,

которая постоянно поступает в клетку из окружающего пространства, с целью

регуляции внутриклеточного давления. Большую часть клетки занимает хроматофор в виде чаши. Кроме

осуществления фотосинтеза, его важная функция - отложение запасного

органического вещества – крахмала.

 

Питание. Питание водорослей данной группы может быть как автотрофное, так и гетеротрофное. Так,

в условиях достаточной освещенности в процессе фотосинтеза поглощается

солнечная энергия, и синтезируются органические вещества в клетке водоросли.

Наиболее благоприятные условия для фотосинтеза водоросль находит с помощью

глазка, постоянно передвигаясь. При недостатке света водоросль способна

всасывать растворенные в воде органические вещества через клеточную стенку,

переходя на гетеротрофный тип

питания.

 

Изучаемый

объект_______________________________

Форма

тела

 

Орган

передвижения

 

Орган

восприятия света

 

Хроматофор

 

Хлоропласты

 

Питание

 

 

 

Способ

питания

 

 

 

 

 

 

 

(приложение

№5)  Дополнительное задание.

Верите ли

вы

 

1.    

Питание

– это процесс приобретения неорганических веществ и воды

2.    

Хемотрофы

относятся к группе гетеротрофных организмов

3.    

Цианобактерии

представители фототрофных организмов

4.    

Организмы

нуждающиеся в готовых органических веществах называют гетеротрофными

организмами.

5.    

Паразитические

грибы и растения являются сапротрофами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запорожская

средняя школа

 

Жаксынский

район

 

 

 

 

урок по

биологии

 

в 10 «Б»

классе

 

 

 

 

Тема:

 

«Способы получения органических

веществ» (Автотрофы и гетеротрофы)

 

 

Областной семинар учителей биологии,

химии и географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Провела

учитель биологии: Люльчак В.Н.

 

2017 г.

 

 

Просмотров: 696


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст