"Ақмола облысы Білім басқармасының Жақсы ауданының білім бөлімінің Запорожье ауылының жалпы білім беретін мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение «Общеобразовательная школа села Запорожье отдела образования Жаксынского района управления образования Акмолинской области»

СоцСети

Виртуальный музей ЗСШ 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Практические рекомендации для педагогов-психологов учреждений среднего образования по организации психологического сопровождения в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19

06.10.2020

24.04.2020-ғы № 15-5/240 шығыс хаты

27.04.2020-ғы № 3070 кіріс хаты

Практические рекомендации для педагогов-психологов

учреждений среднего образования по организации

психологического сопровождения в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19

 

Содержание

 

Введение. 2

Цели и задачи: 2

1. Психологическое сопровождение и поддержка учащихся и родителей. 3

1.1. Информирование и предложение помощи. 3

1.2. Предоставление доступа к информационным материалам, советам и ресурсам получения помощи и поддержки. 4

1.3. Определение проблем и рисков. 5

1.4. Оказание помощи в рамках своей компетенции и/или перенаправление и/или привлечение специализированные служб. 6

2. Оказание помощи педагогам (коллегам) в профилактике эмоционального выгорания, сохранения психологического благополучия и снижения рисков. 8

2.1. Информирование и предложение помощи. 8

2.2. Оказание помощи в рамках своей компетенции и/или перенаправление для получения помощи. 9

Приложение 1. Список возможных ресурсов для перенаправления. 10

Приложение 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи. 12

Приложение 3. Памятка для учителя – Как помочь себе?. 17

Приложение 4. Техники для профилактики эмоционального выгорания. 18

 

 

 

Введение

Данные практические рекомендации не заменяют основных функций, возложенных на педагогов-психологов при сопровождении учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, но дополняют их и разъясняют некоторые особенности организации практической деятельности в связи с переходом на дистанционный формат работы.

Практические рекомендации основываются на следующих нормативных документах:

  • методические рекомендации по организации дистанционного обучения, утвержденные Приказом МОН РК «Об усилении мер по недопущению распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в организациях образования в период пандемии» от 01.02.2020 года № 123;
  • должностные обязанности педагога-психолога, утверждённые приказами МОН РК «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников и приравненных к ним лиц» от 01.07.2009 года № 338 и «О внесении изменений в приказ МОН РК от 13.07.2009 года № 338 «Об утверждении Типовых квалификационных характеристик должностей педагогических работников  и приравненных к ним лиц» от 27.12.2013 года № 512;
  • Правила деятельности психологических служб, утвержденные на региональном и местном уровнях.

Цели и задачи:

Цель данных практических рекомендаций: предоставить педагогам-психологам практическую помощь в их работе по выявлению нужд и оказанию психологической помощи по двум приоритетным направлениям:

  1. Психологическое сопровождение и поддержка учащихся и родителей с особым акцентом на выявление лиц, нуждающихся в помощи.

 

  •  

1.1. Информировать и предложить помощь;

1.2. Предоставить доступ к информационным материалам, советам и ресурсам получения помощи и поддержки;

1.3. Определить проблемы и риски;

1.4. Оказать помощь в рамках своей компетенции и/или перенаправить для получения помощи.

 

  1. Оказание помощи педагогам (коллегам) в профилактике эмоционального выгорания, сохранения психологического благополучия и снижения рисков.

 

  •  

2.1. Информировать и предложить помощь;

2.2. Оказать помощь и поддержку в рамках своей компетенции и/или перенаправить для получения помощи.

1. Психологическое сопровождение и поддержка учащихся и родителей

При организации психологического сопровождения и поддержки учащихся и родителей необходимо делать упор на выявление лиц, сложно адаптирующихся к изменившимся условиям (например: изоляция, дистанционная форма взаимодействия, дефицит общения и т.д.) и испытывающих эмоциональные, личностные проблемы (например: стресс, чрезмерная агрессивность, истощение и др.), недостаток личностных ресурсов и возможностей для самостоятельного выхода из сложившихся ситуаций и др.

1.1. Информирование и предложение помощи

Необходимо информировать родителей и учащихся о возможности обратиться за помощью к педагогу-психологу, о важности сохранения психического здоровья. Информирование должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать самообращение родителей и учащихся к педагогу-психологу и таким образом содействовать выявлению лиц, нуждающихся в поддержке.

Педагог-психолог может информировать учащихся и родителей путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджер WhatsApp(Ватсап), смс-сообщения, размещения в социальных сетях. Информация должна содержать полное имя (Ф.И.О.) и контакты педагога-психолога (номер телефона, эл.почта, адрес в социальных сетях). Вы также можете указать время для телефонных звонков для получения консультации (например: по будним дням в дневное и вечернее время).

Информация также должна содержать альтернативные возможности получения помощи и поддержки, например: веб-сайт психологической помощи https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

Информационное сообщение распространяется педагогом-психологом самостоятельно или через классных руководителей.

 

Уважаемые родители, если у вас или ваших детей возникли вопросы или проблемы (например: раздражительность, печаль, снижение или потеря интереса/сна/аппетита, беспричинный плачь и др.), вы можете обратиться к педагогу-психологу Ф.И.О.__________, по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Вы также можете обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

Пример сообщения родителям:

 

 

 

 

 

Дорогой юный друг! Если у тебя есть вопросы или тебе нужно поговорить, если тебе грустно и одиноко, я буду рада помочь. Помни, ты не один! Ты всегда можешь обратиться ко мне, Ф.И.О.__________, педагогу-психологу твоей школы (колледжа), по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/ Instagram-аккаунт ________. Ты также можешь обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz). .

Пример сообщения учащимся:

 

 

Уважаемые учителя! Наши ученики вынуждены постоянно находиться дома и могут испытывать эмоциональные проблемы, конфликты и другие трудности. Очень важно своевременно выявить учеников, нуждающихся в помощи и поддержке. Если вам станет известно о каких-либо изменениях у своего ученика (эмоциональная неустойчивость, внезапная потеря интереса к уроку, чрезмерная раздражительность, безразличие и др.), просим сообщить классному руководителю или непосредственно школьному психологу: Ф.И.О.__________ по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Спасибо за поддержку для благополучия наших детей!

Пример сообщения учителям:

 

Информирование повышает вероятность своевременного выявления лиц, нуждающихся в психологической поддержке и помощи, а также лиц, подвергающихся жестокому обращению.

Выявлять лиц, нуждающихся в помощи, можно посредством поступающих сигналов от педагогов, учащихся и родителей через их наблюдения за ребенком или сверстником, а также в ходе переписок, проведенных занятий, общений с третьими лицами и т.д.

1.2. Предоставление доступа к информационным материалам, советам и ресурсам получения помощи и поддержки

Задача психолога - обнаружить и предоставить доступ к внешним и внутренним ресурсам, в том числе тем, которые уже имеются в семье (у ребенка, родителя), сделать их видимыми и используемыми, а также при необходимости провести исследование по поиску и/или предоставить альтернативы других информационных ресурсов.

Ресурсами могут выступать:

  • внешние источники поддержки и помощи:

- семья, близкие люди, друзья и отношения с ними;

- специализированные службы и услуги;

- информация (памятки, сайты, статьи и т.д.);

- другие обнаруживаемые источники.

 

  • внутренние источники (то, на что может опереться самостоятельно):

- увлечения, интересы, хобби;

- отдых, организация свободного времени и досуга;

- способности и качества личности;

- способы самопомощи;

- другие обнаруживаемые источники.

Важным источником информации, советов и помощи может стать веб-сайт, который был создан для предоставления населению Республики Казахстан психологической помощи во время эпидемии коронавируса (covid-19.mentalcenter.kz):

На казахском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/

На русском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/ru/

На сайте можно найти ответы на вопросы о том, как справиться со стрессом, тревогой и т.д. Педагогу-психологу рекомендуется ознакомиться с содержанием сайта, с тем чтобы правильно направлять лиц, нуждающихся в помощи, к ресурсам данного веб-сайта.

Через этот веб-сайт можно записаться и получить полноценную консультацию и помощь специалистов. Для этого нужно:

  1. Зайти на один из шести разделов сайта («Пожилым людям», «Детям и подросткам», «Людям с ограниченными возможностями» и другие).
  2. Нажать на «Онлайн специалисты» (находится вверху справа). Появятся информация и фотографии специалистов.
  3. Из списка с фотографиями выбрать специалиста и нажать на «Записаться». Появится окошко «Оставьте заявку».
  4. Заполнить заявку с указанием имени (можно анонимно), номера сотового телефона и электронной почты.
  5. После подтверждения получения запроса придет смс-сообщение, где будут указаны время индивидуальной консультации и ссылка.

1.3. Определение проблем и рисков

Под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, ситуации, сложного вопроса, влекущего за собой различного рода потери и требующего разрешения, оказания помощи, поддержки. Педагог-психолог может оказывать помощь детям и взрослым, нуждающимся в помощи, используя свой опыт и знания, а также широко привлекая имеющиеся ресурсы.

Для обеспечения помощи и поддержки нуждающимся педагогу-психологу необходимо:

  • Определить собственные ресурсы и имеющиеся ограничения. К ограничениям могут относиться: недостаточная квалификация для ведения сложных случаев или недостаток практических навыков, ограниченный доступ к информации или не владение ей, в том числе по перенаправлению. Выявленные ограничения можно устранить или снизить путем подготовки собственного ресурсного обеспечения или путем использования внешних ресурсов.

 

  • Определить и подготовить собственное ресурсное обеспечение:
  • информационные ресурсы (бланки, инструкции, экспресс упражнения, рекомендации), которые могут понадобиться во время проведения консультации;
  • обновленная и надежная информация о коронавирусе, мерах со стороны властей, о службах, которые могут ответить на вопросы вне вашей компетенции (контакты оперативного штаба, служб здравоохранения, социальных служб и т.д.);
  • список ссылок, информации и психообразовательных материалов, которые могут быть отправлены лицу, нуждающемуся в помощи;
  • необходимый обмен контактами для поддержания обратной связи (в случае необходимости).

 

  • Желательно подготовить список внешних ресурсов, то есть других услуг, служб и специалистов, к которым можно перенаправить для получения помощи и поддержки, если будет выявлены проблемы, не входящие в сферы ответственности педагога-психолога.

 

  • Определить перечень служб для перенаправления, которые могут действовать в условиях карантина (например, службы здравоохранения, центры психического здоровья, сайты оперативной помощи, оперативные штабы, телефоны доверия и помощи, полиция, социальные службы, отделения кризисных центров по защите жертв насилия, приюты, отделы/секторы органов опеки и попечительства, центры адаптации несовершеннолетних, комиссии по защите прав несовершеннолетних, экстренные службы, волонтеры и т.д.)

В условиях карантина, составление списка внешних ресурсов может быть сложной задачей. Возможно такая информация есть у руководства школы/колледжа. Руководство организаций образования является также важным ресурсом для привлечения других служб и перенаправления.

Важно помнить, что и коллеги – другие педагоги-психологи – могут быть вашим ресурсом для получения совета или перенаправления лиц, которые хотели бы получить анонимную помощь.

Пример списка внешних ресурсов прилагается в Приложении 1. Список возможных ресурсов для перенаправления.

1.4. Оказание помощи в рамках своей компетенции и/или перенаправление и/или привлечение специализированные служб

Беседа с человеком, обратившимся к педагогу-психологу, может расцениваться как первая психологическая помощь, после которой, при необходимости, можно перенаправить человека к другим ресурсам в зависимости от ситуации (смотрите также Приложение 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи).

 

  • Активно слушайте и позвольте обратившемуся человеку завершить свое повествование;
  • Сообщите, что Вы понимаете, что с ним/ней случилось с его/ее точки зрения (здесь неважно, согласны Вы с этой точкой зрения или нет);
  • Сообщите ему/ей, что Вы понимаете, как он/она чувствовал(а) себя в результате того, что произошло (важно: с его/ее точки зрения);
  • Скажите, что его/ее чувства вполне разумны (важно: с его/ее точки зрения!);
  • Выразите ему/ей сочувствие и симпатию (не жалость!) за его/ее эмоциональные реакции;
  • Очень важно во время разговора (как со взрослыми, так и с детьми) использовать открытые вопросы (Что? Где? Кто? и Когда? – будьте внимательны и НЕ спрашивайте «Почему?»), избегайте интерпретации того, что Вам говорит человек;
  • Поговорите о чувствах этого человека (не о Ваших!).

При разговоре используйте ключевые психосоциальные фразы, передающие интерес и сочувствие: «Я понимаю Ваши проблемы, ...», «Очень естественно быть грустным, злым, расстроенным или ...», «Я слышу, что Вы говорите о необходимости ...», «Я понимаю, что Вы чувствуете ...», «В этой ситуации Ваша реакция вполне закономерна ...».

  • Оцените ситуацию, проблему и риски, окажите помощь и при необходимости перенаправьте для получения дальнейшей помощи и поддержки.
    • спросите о потребностях и проблемах;
    • помогите людям, попавшим в беду, найти решение их потребностей и проблем;

При этом можно использовать такие фразы: «Может быть, мы можем обсудить возможные решения ...», «Какие альтернативные решения мы можем найти в этой ситуации ...».

  • при необходимости перенаправьте для получения помощи и поддержки;

При этом можно использовать такие фразы «Я беспокоюсь о Вас и хотел бы предложить Вам более компетентную помощь в этом вопросе… направить Вас к тому, кто может Вам помочь».

  • при необходимости перенаправьте для получения помощи и поддержки.

Пример списка внешних ресурсов прилагается в Приложении 1. Список возможных ресурсов для перенаправления.

После проведения первой беседы:

  • Поддерживайте связь с человеком и продолжайте оказывать поддержку;
  • Если было перенаправление, узнайте, получил ли он/она помощь и поддержку;
  • Если это возможно, предложите успокаивающие техники, дайте ссылки на Интернет-ресурсы (например: методы саморегуляции, управления стрессом, релаксации и др.)

В случае отказа от получения помощи из другого источника при перенаправлении, воспользуйтесь алгоритмом, предложенным в Приложении 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи.

2. Оказание помощи педагогам (коллегам) в профилактике эмоционального выгорания, сохранения психологического благополучия и снижения рисков.

Беспокойство за родных и близких, чувство неопределённости, работа в дистанционном формате с детьми и их родителями, коллегами, большие нагрузки, условия нестабильности – все эти и другие факторы во время вспышки короновируса COVID-19 могут привести к эмоциональному выгоранию педагога. В этих условиях важна поддержка и помощь педагога-психолога.

Педагог-психолог может оказать помощь и поддержку своим коллегам самостоятельно или путем перенаправления для получения помощи и поддержки.

2.1. Информирование и предложение помощи

Необходимо информировать коллег о возможности обратиться за помощью к педагогу-психологу, о важности сохранения психического здоровья. Информирование учителей может быть сделано самим педагогом-психологом или через руководство школы.

Информирование должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать самообращение и содействовать выявлению лиц, нуждающихся в поддержке. Педагог-психолог может информировать коллег путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджер WhatsApp, смс-сообщения, размещения информации в социальных сетях. Информация должна содержать полное имя (Ф.И.О.) и контакты педагога-психолога (номер телефона, эл. почта, адрес в социальных сетях). Вы также можете указать время для телефонных звонков для консультаций (например: по будним дням в дневное и вечернее время).

Информация может содержать альтернативные возможности получения помощи (например, веб-сайт психологической помощи https://covid-19.mentalcenter.kz).

 

Уважаемые учителя (коллеги)! В период вспышки короновируса вы можете испытывать стресс и дискомфорт, снижение работоспособности, пессимизм и др. Хронический стресс и эмоциональные нагрузки могут отрицательно повлиять на ваше психическое благополучие и вашу работу даже после улучшения ситуации. Я буду рада помочь вам в профилактике эмоционального выгорания, а также в других ситуациях. Вы можете обратиться ко мне, педагогу-психологу Ф.И.О.__________, по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Вы также можете обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

Пример сообщения коллегам:

 

2.2. Оказание помощи в рамках своей компетенции и/или перенаправление для получения помощи

Психолог может оказать помощь своим коллегам несколькими путями:

  • Индивидуальные консультации (провести беседу используя алгоритм и техники, описанные в приложениях 2, 3 и 4);
    • Групповые занятия (для группы коллег);
    • Перенаправление для получения помощи, например в тех случаях, когда:
    • учитель по тем или иным причинам не хочет обращаться к педагогу-психологу, или
    • педагог-психолог не считает себя достаточно подготовленным или опытным для оказания помощи, или
    • случай сложный, запущенный или отягощен другими обстоятельствами.

Педагог-психолог может перенаправить коллегу на веб-сайт, созданный для предоставления населению психологической помощи во время эпидемии коронавируса, где в разделе «Специалистам здравоохранения, осуществляющим свою деятельность непосредственно связанную с COVID-19» (https://covid-19.mentalcenter.kz/medical/) можно найти информацию по специальным техникам для поддержания эмоциональной стабильности (глубокое/диафрагмальное дыхание; мышечное расслабление; визуализация).

Педагог-психолог может также рассылать коллегам полезную информацию о важности своевременной профилактики стресса и эмоционального выгорания. Пример памятки см. в Приложениях 3 и 4.

В случае перенаправления педагог-психолог по возможности должен осуществлять контроль обращения за помощью посредством обзвона или сообщений (WhatsApp, смс и др.), проводить мониторинг изменения состояния, рекомендовать другие способы решения и/или оказывать повторную помощь (при необходимости).

Приложение 1. Список возможных ресурсов для перенаправления

Для получения достоверной информации о ситуации с коронавирусом COVID-19:

  • https://www.coronavirus2020.kz – Официальный сайт по ситуации с коронавирусом, где имеется вся актуальная информация по режиму чрезвычайного положения, правилам поведения при карантине, принимаемых мерах государства по борьбе с коронавирусом, опровержение распространяющейся в сети недостоверной информации.
  • @coronavirus2020_kz –Telegram-канал Министерства здравоохранения Республики Казахстан;
  • @kz_hls_bot – Telegram-бот для получения информации по коронавирусу;
  • @anticoronakaz – Официальный канал IT-штаба по борьбе с коронавирусом в Казахстане;
  • https://formcovid.eisz.kz – Электронное анкетирование на сдачу экспресс-теста на коронавирусную инфекцию.

Для получения психологической помощи:

  • Веб-сайт для получения психологической помощи (информация и консультации) covid-19.mentalcenter.kz:

На казахском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/

На русском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/ru/

Как пользоваться веб-сайтом covid-19.mentalcenter.kz:

  • Зайти на один из шести разделов сайта («Пожилым людям», «Детям и подросткам», «Людям с ограниченными возможностями» и другие).
  • Нажать на «Онлайн специалисты» (находится вверху справа). Появятся информация и фотографии специалистов.
  • Из списка с фотографиями выбрать специалиста и нажать на «Записаться». Появится окошко «Оставьте заявку».
  • Заполнить заявку с указанием имени (можно анонимно), номера сотового телефона и электронной почты.
  • После подтверждения ждите смс с указанием даты, времени и ссылки на индивидуальную консультацию.

 

  • Вы можете перенаправить к своим коллегам (педагогам-психологам), которые имеют соответствующий опыт и согласны оказать помощь.
  • Также можно направить к специалистам центра психического здоровья вашего региона (важно перенаправить к конкретному специалисту, с которым есть договоренность).

 

Для получения экстренной помощи в случае бытового насилия:

  • Незамедлительно обратиться в полицию по номеру «102» с устным заявлением о насилии или через портал qamqor.gov.kz (онлайн-заявление), которое должно быть зарегистрировано. Вы вправе требовать от сотрудников полиции выехать на место совершения бытового насилия для принятия мер к правонарушителю.
  • В случае получения травм вызвать скорую помощь по номеру «103» и получить от сотрудника полиции направление на судебно-медицинское освидетельствование.
  • Обратиться по бесплатному номеру «150» или +77081060810 (WhatsApp), сайт www.telefon150.kz в Национальную телефонную линию доверия для детей, молодежи и людей в ситуации насилия, которая работает в круглосуточном режиме и где окажут психологическую и правовую помощь, предоставят контакты участковых инспекторов, кризисных центров и других необходимых организаций. Анонимность и конфиденциальность обращения гарантируется.
  • Во всех регионах функционируют кризисные центры для жертв бытового насилия. В случае угрозы жизни и здоровью можно обратиться за приютом в данные центры.
  • В каждом регионе работают комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике, где проконсультируют и окажут необходимую поддержку.

Приложение 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи

Первая психологическая помощь (ППП) в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19

Вспышка короновируса COVID-19 вызвала беспокойство и тревогу среди населения всего мира. Многие будут испытывать тревогу и боязнь, и те, кто будет затронуты ситуацией с вирусом в различной степени, могут пережить сильную панику, страх и беспокойство.

Первая психологическая помощь (ППП) – это метод помощи людям, попавшим в бедственную ситуацию, чтобы они почувствовали себя спокойно и получили поддержку для преодоления трудностей.

ППП включает следующие аспекты:

  • Ненавязчивое оказание практической помощи и поддержки;
  • Оценка потребностей и проблем;
  • Умение выслушать людей, без принуждения к разговору об их чувствах и реакциях на происходящее;
  • Умение утешить и помочь человеку успокоиться;
  • Оказание помощи в получении информации, установлении связи с соответствующими службами и структурами социальной поддержки;
  • Защита от дальнейшего вреда (путем перенаправления).

ППП формирует ощущение безопасности, связь с другими людьми. В процессе оказания ППП предоставляется доступ к социальной, физической и эмоциональной поддержке, а также укрепляется вера в возможность помочь себе и окружающим.

Первая психологическая помощь основывается на трех принципах:

  1. Рассмотреть (рассмотреть текущую ситуацию, кто ищет поддержку, какие есть риски и потребности, ожидаемые эмоциональные реакции);
  2. Слушать;
  3. Направлять (перенаправлять).

При оказании ППП в условиях карантина помощь предлагается дистанционно (видеосвязь через WhatsApp, Skype или только аудио звонок). Так как беседа проводится часто без визуального контакта важно:

  • говорить медленно, четко и спокойно;
  • проявлять сочувствие и теплоту посредством модуляции голоса;
  • слушать активно, когда подтверждением чего могут стать утвердительные звуки.

Алгоритм беседы в дистанционном формате:

  1. Установите контакт. Представьтесь – скажите кто Вы.
  2. Проинформируйте о конфиденциальности.
  3. Спросите, чем и как Вы можете помочь. Если звонящий не назвал своего имени, Вы можете уточнить в следующей форме: «Чем я могу Вам помочь? Могу я узнать, как можно к Вам обращаться?»
  4. Спросите звонящего, готов ли он/она говорить о том, что его/ее беспокоит. Внимательно выслушайте и постарайтесь успокоить.

Используйте технику активного слушания. Слушать внимательно означает:

  • Сосредоточиться на говорящем, как человек говорит, осознавать и хорошо понимать то, о чем он/она говорит. Помните, что Ваша задача заключается в том, чтобы слушать, поэтому важно также показать, что Вы слушаете своего собеседника: делайте краткие замечания: «Понятно», «Правильно», «Продолжайте, пожалуйста». Также Вы можете использовать те же выражения и слова, которые употребляет Ваш собеседник; это будет свидетельством того, что Вы понимаете и следите за ходом его/ее мысли.
  • Дайте возможность человеку рассказать, в удобном для него темпе, о том, что произошло. Не торопите с ответом, дайте время на обдумывание.
  • Сосредоточьтесь на беседе. Выясните с какими проблемами столкнулся звонящий, насколько они важны для него: «Расскажите мне немного о том, что Вас беспокоит…».
  • Поощряйте собеседника фразами: «То, что Вы говорите очень важно…», «Хотелось бы узнать об этом больше», «Чем больше Вы мне рассказываете, тем лучше я Вас понимаю», «Я бы хотел(а) услышать еще кое‑что об этом…», «Насколько я Вас понял(а)…», «Вы считаете, что…», «То есть Вас интересует…», «Для Вас важнее всего…», «Исходя из того, что Вы сказали…», «Это очень интересно, не могли бы Вы уточнить…»
  • Спрашивайте и объясняйте. Если Вы не уверены, что правильно поняли ответ или то, о чем говорит Ваш собеседник, тактично переспросите или перефразируйте вопрос. Используйте развернутые (открытые) вопросы, что позволит получить больше информации: «Не могли бы Вы рассказать подробнее о…?», и специальные вопросы для уточнения – Как, Где, Когда и т. д. При постановке вопросов старайтесь использовать те же слова, что и Ваш собеседник. Ставьте вопросы по одному, не торопитесь и не делайте выводы за своего собеседника.

Сохраняйте спокойствие и проявляйте понимание, таким образом Вы поможете людям ощутить себя в безопасности, почувствовать поддержку, понимание, уважение и заботу. Предоставляйте информацию простыми словами, чтобы ее было легко понять. Выражайте сопереживание, когда позвонивший говорит Вам о своих чувствах: «Я понимаю, что Вам тяжело..», «Вы переживаете…».

Стресс, который испытывают люди в связи с распространением коронавирусной инфекции, может отражаться не только на эмоциональном состоянии, но и физическом. Воздействие стресса на организм приводит к таким изменениям, как учащенное дыхание, сильное сердцебиение, повышенное давление. Если собеседник упоминает вышеперечисленную симптоматику, вы можете рекомендовать к использованию методы саморегуляции, как естественные (физические упражнения), так и специальные (техники саморегуляции: дыхательную гимнастику и др.).

Помогите людям получить необходимую поддержку. Помогите звонившим эмоционально справиться с проблемами. Предоставляйте достоверную информацию, если она у Вас есть. Честно говорите, если Вы чего-то не знаете.

Перенаправление к другим источникам получения помощи и поддержки

В некоторых случаях Вы можете перенаправить позвонившего к другим ресурсам помощи и поддержки, аргументируя свою рекомендацию. Перенаправление может быть необходимо в случае обращения:

  • Лица, с которым Вы не можете работать в силу профессиональных или личных ограничений (если позвонивший заявляет о проблеме, которая лежит вне Вашей профессиональной компетенции или Вы считаете, что у Вас недостаточно опыта в данном вопросе/проблеме).
  • Лица, которому требуется помощь специалиста. Например, если имеются признаки выраженного стресса (нарушения сна и аппетита, физическая слабость, головные боли, постоянная усталость, апатия, проблемы с концентрацией внимания, памятью, скоростью мыслительного процесса, нервозность, суетливость, желание все контролировать, невозможность расслабиться, тяга к алкоголю и т.д.).

Во втором случае необходимым специалистом может быть медицинский психолог, психотерапевт, невропатолог, терапевт и др.

Перенаправление рекомендуется во всех случаях если есть признаки психических расстройств, в первую очередь, острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, случаи, связанные с насилием, с суицидальными мыслями и глубокой травмой.

При перенаправлении к другим источникам получения помощи и поддержки педагог-психолог может столкнуться с проблемой, в основе которой лежит стигма (предубеждение).

Если Вы понимаете, что не можете помочь позвонившему, необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Лучшим выходом из ситуации будет признать данный факт, сообщить звонившему, что Вы не сможете помочь ему/ей и хотели бы направить к другому специалисту/другому ресурсу получения помощи и поддержки.
  2. Поговорите с обратившимся за помощью. Честно скажите ему/ей, что его/ее проблема находится вне Вашей специализации, подробно разъяснив причины. Открытый уважительный разговор – наиболее корректное действие с точки зрения профессиональной этики психолога.

Посоветуйте других специалистов или другой источник получения помощи и поддержки. Необходимо направить человека к конкретному источнику помощи, дав ему телефон или адрес, а не ограничиться общими фразами типа: "Вам нужно обратиться к другому специалисту". Желательно предложить звонившему не менее двух источников помощи, к которым он/она может обратиться (например, более опытный педагог-психолог, веб-сайт психологической помощи (https://covid-19.mentalcenter.kz) или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).

  1. . Сообщите об их надежности и гарантированной конфиденциальности. Проведите работу, если у звонящего есть стигма (предубеждения) в отношении получения медицинской или другой помощи, например, убедите, что рекомендованные источники смогут оказать необходимую квалифицированную помощь. Конечный выбор будет зависеть от звонившего.

Пример: Девушка 19 лет с признаками выраженного нарушения пищевого поведения. После проведения беседы Вы можете сказать: «Я бы очень хотела Вам помочь в разрешении проблемы, с которой Вы столкнулись, но она выходит за границы моих профессиональных возможностей. В данной ситуации я бы порекомендовала Вам обратиться к специалисту(-ам), которые помогают людям с подобными проблемами…». При этом желательно иметь под рукой контакты рекомендуемых ресурсов оказания помощи и поддержки.

  1. Важно, чтобы у обратившегося к Вам человека не создалось впечатление, что Вы бросаете его/ее: «Если Вы захотите, Вы сможете перезвонить и рассказать о том, что Вам дала консультация другого специалиста…».
  2. После перенаправления необходимо убедиться в действенности своего направления, не вдаваясь в подробности работы специалиста.

Что нужно и чего нельзя делать, предлагая ППП

НУЖНО

НЕЛЬЗЯ

Слушать больше, чем Вы говорите, чтобы определить проблемы.

Мягко задавать прощупывающие вопросы.

Использовать открытые вопросы: когда, где, что, кто.

Признавать чувства и понимание событий.

Помочь нормализовать эмоции и реакции.

Признавать внутренние ресурсы и способность справляться.

Предоставить информацию о коронавирусе COVID-19. Быть честным, если чего-нибудь не знаете. Это новый вирус, который мы все еще изучаем.

Быть терпеливым и спокойным.

Позволить высказаться и разрядить эмоции.

Выслушать возможные варианты и помочь сделать выбор.

Обеспечить конфиденциальность, если только упомянутые проблемы не влияют на безопасность самого человека или других людей.

Обеспечить соблюдение принципа «не навреди».

Давить, чтобы человек говорил, если он не хочет говорить.

Спрашивать, почему это или то.

Осуждать.

Использовать технические термины.

Говорить о себе или о личных проблемах или неприятностях.

Давать ложные обещания или ложные заверения.

Делиться чужой историей или опытом.

Использовать доверие и конфиденциальность.

 

 

 

Приложение 3. Памятка для учителя – Как помочь себе?

Памятка для учителя – Как помочь себе?

Беспокойство о родных и близких, чувство неопределённости, работа в дистанционном формате с детьми и их родителями, коллегами, большие нагрузки, условия нестабильности – все эти и другие факторы во время вспышки коронавируса COVID-19 могут привести к эмоциональному выгоранию.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, используя эту шкалу:

Высокая эффективность работы, преимущественно хорошее настроение и мотивация к труду, удовлетворенность результатом.

Признаки эмоционального выгорания отсутствуют

Повышенная или пониженная чувствительность, скука, тревога или раздражение при мыслях о работе, трудности в общении с коллегами, эффективность работы снижена, пессимизм.

Есть некоторые признаки эмоционального выгорания

Бессонница и чувство истощения, головные боли, отсутствует желание/силы работать, сложно контролировать свое состояние, депрессия, апатия или тревога, эффективность работы низкая, негативизм.

Явные признаки эмоционального выгорания

ПОМОГИТЕ СЕБЕ:

1. Признайте, что Вы не идеальны. Не ругайте и не критикуйте себя, если Вы не справляетесь или испытываете негативные чувства – Вы просто человек, а не робот. Трудности – это не только проблемы, но и точки роста!

2. Заботьтесь о себе: старайтесь уделять время сну и отдыху, правильно питайтесь, по возможности переключайтесь на другие дела (работа по дому, общение, с родными и друзьями, забота о домашних животных, физические упражнения и т.д.).

3. Снизьте нагрузку, не работайте по праздникам и выходным. Возможно, для этого стоит пересмотреть организацию времени и места работы в будние дни, а также поделить дела на «важные», «срочные» и просто «срочные, но не очень важные».

4. Правильно отдыхайте: уменьшите количество разговоров или отключите телефон и исключите посещение социальных сетей, уделите время себе и семье, любимому хобби, читайте и смотрите только интересные и приятные для Вас книги и фильмы.

5. По возможности делайте физические упражнения, но не перегружайте себя чрезмерной нагрузкой.

6. Попробуйте заняться медитацией или дыхательными практиками, хотя бы по 15 минут в день. Есть много приложений для телефона или видео на YouTube, Instagram, где Вы можете найти советы о том, как медитировать или делать упражнения.

7. Планируйте свое дела заранее и старайтесь по возможности их выполнить (например, на неделю, на день). Но все-таки, если вдруг не смогли – см. пункт 1.

8. Обращайтесь за помощью к тем, кому доверяете – это могут быть члены семьи, друзья, коллеги, психолог и др. Советы и помощь специалистов, готовых Вам помочь бесплатно в удобное для Вас время в режиме онлайн, можно найти на веб-сайте https://covid-19.mentalcenter.kz/.

9. Помните, что работа всего лишь часть Вашей жизни, да, ёмкая, но не единственная.

Приложение 4. Техники для профилактики эмоционального выгорания

Профилактика эмоционального выгорания - Как помочь себе?

Памятка для учителя.

Признаки выгорания:

  • Истощение – недостаток энергии для выполнения основных задач.
  • Отрешенность – умственное дистанцирование от работы и цинизм по поводу ее важности.
  • Неэффективность – потеря производительности и удовлетворения.

Если из трех перечисленных признаков эмоционального выгорания Вы находите у себя хотя бы два, то у Вас есть признаки эмоционального выгорания.

Попробуйте применить дыхательные упражнения (глубокое/диафрагмальное дыхание), медитацию, хотя бы 3 раза в день по 3-5 минут (см. на https://covid-19.mentalcenter.kz/population/).

Если признаки выгорания сохраняются, Вы можете использовать 2 техники – диалога и проживания образов (методика самосовладания). Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек не справляется со своим психическим состоянием, в частности, со своими чувствами или эмоциями.

Изучите основной список чувств:

  • радость
  • грусть – печаль – тоска
  • волнение – тревога - страх
  • спокойствие
  • раздражение – злость – гнев

 

Техника диалога

  • Выбрать одно из перечисленных чувств (нужно выбрать одно, самое выраженное в данный момент).
  • Назовите это чувство вслух для себя (например, страх или тревога).
  • Представьте это чувство в виде определенного образа (в виде предмета или чего-то неопределенного, непонятного).
  • Попробуйте вступить в диалог с этим образом, например: «Ты, моя тревога, зачем ты сейчас со мной? Чего ты хочешь?». После каждого вопроса прислушайтесь к себе и, если Вы будете внимательны, то получите ответ.
  • Попробуйте с ним договориться: «Ты – моя тревога, прошу тебя, не приходи так часто, сейчас оставь меня, а потом, когда я буду в другой ситуации, ты можешь вернуться».
  • Если это Вам удастся, то перейдите к более сложной форме диалога, например: «Ты, моя тревога, ты мне нужна, ты мне помогаешь переживать за свое состояние, заботиться о своем здоровье, думать о качестве своей работы. Спасибо тебе за это!». После каждой формы диалога попробуйте обращаться к первоначальному образу и наблюдать, как он меняется.

Техника проживания образов

Наши проблемы, неприятные образы и состояния связаны с тем, что мы пытаемся с ними бороться, подавлять, вытеснять. Как правило, это неэффективно, потому что эти эмоции и образы накапливаются. Чтобы этого не происходило, и мы могли справляться со стрессом, эти чувства и образы нужно проживать (техника проживания образов):

  • Представьте свои мысли, переживания в виде образов. Посмотрите внимательно – это могут быть понятные образы (в виде конкретных предметов, которые легко описать и назвать) или непонятные образы (темное, серое, какое-то мелькание).
  • Сосредоточьтесь на этом образе.
  • В состоянии напряжения проследите за образом, каким бы неприятным или тяжелым он ни был для Вас, не обманывая себя, не прерывая наблюдение, проживите этот образы, т.е. следуйте за ними и наблюдайте, как они меняются.
  • Пусть образы Вас не пугают, идите за ними. Если Вы их проживете, они не будут накапливаться, будут меньше вызывать напряжение и стресс, в частности, эмоциональное выгорание и его симптомы (головные боли, бессонница и др.)

Если эти техники не помогут, Вы можете обратиться к Вашему педагогу-психологу по тел._________________ или получить бесплатную онлайн помощь специалиста на веб-сайте https://covid-19.mentalcenter.kz/.

Помните, к Вам всегда готовы прийти на помощь.

Просмотров: 504


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст