24.04.2020-ғы № 15-5/240 шығыс хаты 27.04.2020-ғы № 3070 кіріс хаты |
Практические рекомендации для педагогов-психологов
учреждений среднего образования по организации
психологического сопровождения в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19
Содержание
1. Психологическое сопровождение и поддержка учащихся и родителей. 3
1.1. Информирование и предложение помощи. 3
1.3. Определение проблем и рисков. 5
2.1. Информирование и предложение помощи. 8
2.2. Оказание помощи в рамках своей компетенции и/или перенаправление для получения помощи. 9
Приложение 1. Список возможных ресурсов для перенаправления. 10
Приложение 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи. 12
Приложение 3. Памятка для учителя – Как помочь себе?. 17
Приложение 4. Техники для профилактики эмоционального выгорания. 18
Данные практические рекомендации не заменяют основных функций, возложенных на педагогов-психологов при сопровождении учебно-воспитательного процесса в учреждениях образования, но дополняют их и разъясняют некоторые особенности организации практической деятельности в связи с переходом на дистанционный формат работы.
Практические рекомендации основываются на следующих нормативных документах:
Цель данных практических рекомендаций: предоставить педагогам-психологам практическую помощь в их работе по выявлению нужд и оказанию психологической помощи по двум приоритетным направлениям:
1.1. Информировать и предложить помощь;
1.2. Предоставить доступ к информационным материалам, советам и ресурсам получения помощи и поддержки;
1.3. Определить проблемы и риски;
1.4. Оказать помощь в рамках своей компетенции и/или перенаправить для получения помощи.
2.1. Информировать и предложить помощь;
2.2. Оказать помощь и поддержку в рамках своей компетенции и/или перенаправить для получения помощи.
При организации психологического сопровождения и поддержки учащихся и родителей необходимо делать упор на выявление лиц, сложно адаптирующихся к изменившимся условиям (например: изоляция, дистанционная форма взаимодействия, дефицит общения и т.д.) и испытывающих эмоциональные, личностные проблемы (например: стресс, чрезмерная агрессивность, истощение и др.), недостаток личностных ресурсов и возможностей для самостоятельного выхода из сложившихся ситуаций и др.
Необходимо информировать родителей и учащихся о возможности обратиться за помощью к педагогу-психологу, о важности сохранения психического здоровья. Информирование должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать самообращение родителей и учащихся к педагогу-психологу и таким образом содействовать выявлению лиц, нуждающихся в поддержке.
Педагог-психолог может информировать учащихся и родителей путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджер WhatsApp(Ватсап), смс-сообщения, размещения в социальных сетях. Информация должна содержать полное имя (Ф.И.О.) и контакты педагога-психолога (номер телефона, эл.почта, адрес в социальных сетях). Вы также можете указать время для телефонных звонков для получения консультации (например: по будним дням в дневное и вечернее время).
Информация также должна содержать альтернативные возможности получения помощи и поддержки, например: веб-сайт психологической помощи https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).
Информационное сообщение распространяется педагогом-психологом самостоятельно или через классных руководителей.
Уважаемые родители, если у вас или ваших детей возникли вопросы или проблемы (например: раздражительность, печаль, снижение или потеря интереса/сна/аппетита, беспричинный плачь и др.), вы можете обратиться к педагогу-психологу Ф.И.О.__________, по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Вы также можете обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz). |
Пример сообщения родителям:
Дорогой юный друг! Если у тебя есть вопросы или тебе нужно поговорить, если тебе грустно и одиноко, я буду рада помочь. Помни, ты не один! Ты всегда можешь обратиться ко мне, Ф.И.О.__________, педагогу-психологу твоей школы (колледжа), по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/ Instagram-аккаунт ________. Ты также можешь обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz). . |
Пример сообщения учащимся:
Уважаемые учителя! Наши ученики вынуждены постоянно находиться дома и могут испытывать эмоциональные проблемы, конфликты и другие трудности. Очень важно своевременно выявить учеников, нуждающихся в помощи и поддержке. Если вам станет известно о каких-либо изменениях у своего ученика (эмоциональная неустойчивость, внезапная потеря интереса к уроку, чрезмерная раздражительность, безразличие и др.), просим сообщить классному руководителю или непосредственно школьному психологу: Ф.И.О.__________ по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Спасибо за поддержку для благополучия наших детей! |
Пример сообщения учителям:
Информирование повышает вероятность своевременного выявления лиц, нуждающихся в психологической поддержке и помощи, а также лиц, подвергающихся жестокому обращению.
Выявлять лиц, нуждающихся в помощи, можно посредством поступающих сигналов от педагогов, учащихся и родителей через их наблюдения за ребенком или сверстником, а также в ходе переписок, проведенных занятий, общений с третьими лицами и т.д.
Задача психолога - обнаружить и предоставить доступ к внешним и внутренним ресурсам, в том числе тем, которые уже имеются в семье (у ребенка, родителя), сделать их видимыми и используемыми, а также при необходимости провести исследование по поиску и/или предоставить альтернативы других информационных ресурсов.
Ресурсами могут выступать:
- семья, близкие люди, друзья и отношения с ними;
- специализированные службы и услуги;
- информация (памятки, сайты, статьи и т.д.);
- другие обнаруживаемые источники.
- увлечения, интересы, хобби;
- отдых, организация свободного времени и досуга;
- способности и качества личности;
- способы самопомощи;
- другие обнаруживаемые источники.
Важным источником информации, советов и помощи может стать веб-сайт, который был создан для предоставления населению Республики Казахстан психологической помощи во время эпидемии коронавируса (covid-19.mentalcenter.kz):
На казахском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/
На русском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/ru/
На сайте можно найти ответы на вопросы о том, как справиться со стрессом, тревогой и т.д. Педагогу-психологу рекомендуется ознакомиться с содержанием сайта, с тем чтобы правильно направлять лиц, нуждающихся в помощи, к ресурсам данного веб-сайта.
Через этот веб-сайт можно записаться и получить полноценную консультацию и помощь специалистов. Для этого нужно:
Под риском понимают возможность наступления некоторого неблагоприятного события, ситуации, сложного вопроса, влекущего за собой различного рода потери и требующего разрешения, оказания помощи, поддержки. Педагог-психолог может оказывать помощь детям и взрослым, нуждающимся в помощи, используя свой опыт и знания, а также широко привлекая имеющиеся ресурсы.
Для обеспечения помощи и поддержки нуждающимся педагогу-психологу необходимо:
В условиях карантина, составление списка внешних ресурсов может быть сложной задачей. Возможно такая информация есть у руководства школы/колледжа. Руководство организаций образования является также важным ресурсом для привлечения других служб и перенаправления.
Важно помнить, что и коллеги – другие педагоги-психологи – могут быть вашим ресурсом для получения совета или перенаправления лиц, которые хотели бы получить анонимную помощь.
Пример списка внешних ресурсов прилагается в Приложении 1. Список возможных ресурсов для перенаправления.
Беседа с человеком, обратившимся к педагогу-психологу, может расцениваться как первая психологическая помощь, после которой, при необходимости, можно перенаправить человека к другим ресурсам в зависимости от ситуации (смотрите также Приложение 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи).
При разговоре используйте ключевые психосоциальные фразы, передающие интерес и сочувствие: «Я понимаю Ваши проблемы, ...», «Очень естественно быть грустным, злым, расстроенным или ...», «Я слышу, что Вы говорите о необходимости ...», «Я понимаю, что Вы чувствуете ...», «В этой ситуации Ваша реакция вполне закономерна ...».
При этом можно использовать такие фразы: «Может быть, мы можем обсудить возможные решения ...», «Какие альтернативные решения мы можем найти в этой ситуации ...».
При этом можно использовать такие фразы «Я беспокоюсь о Вас и хотел бы предложить Вам более компетентную помощь в этом вопросе… направить Вас к тому, кто может Вам помочь».
Пример списка внешних ресурсов прилагается в Приложении 1. Список возможных ресурсов для перенаправления.
После проведения первой беседы:
В случае отказа от получения помощи из другого источника при перенаправлении, воспользуйтесь алгоритмом, предложенным в Приложении 2. Алгоритм оказания первой психологической помощи.
Беспокойство за родных и близких, чувство неопределённости, работа в дистанционном формате с детьми и их родителями, коллегами, большие нагрузки, условия нестабильности – все эти и другие факторы во время вспышки короновируса COVID-19 могут привести к эмоциональному выгоранию педагога. В этих условиях важна поддержка и помощь педагога-психолога.
Педагог-психолог может оказать помощь и поддержку своим коллегам самостоятельно или путем перенаправления для получения помощи и поддержки.
Необходимо информировать коллег о возможности обратиться за помощью к педагогу-психологу, о важности сохранения психического здоровья. Информирование учителей может быть сделано самим педагогом-психологом или через руководство школы.
Информирование должно осуществляться таким образом, чтобы стимулировать самообращение и содействовать выявлению лиц, нуждающихся в поддержке. Педагог-психолог может информировать коллег путем рассылки краткого информационного сообщения через мессенджер WhatsApp, смс-сообщения, размещения информации в социальных сетях. Информация должна содержать полное имя (Ф.И.О.) и контакты педагога-психолога (номер телефона, эл. почта, адрес в социальных сетях). Вы также можете указать время для телефонных звонков для консультаций (например: по будним дням в дневное и вечернее время).
Информация может содержать альтернативные возможности получения помощи (например, веб-сайт психологической помощи https://covid-19.mentalcenter.kz).
Уважаемые учителя (коллеги)! В период вспышки короновируса вы можете испытывать стресс и дискомфорт, снижение работоспособности, пессимизм и др. Хронический стресс и эмоциональные нагрузки могут отрицательно повлиять на ваше психическое благополучие и вашу работу даже после улучшения ситуации. Я буду рада помочь вам в профилактике эмоционального выгорания, а также в других ситуациях. Вы можете обратиться ко мне, педагогу-психологу Ф.И.О.__________, по телефону/WhatsApp __________, или написать на эл.почту/Instagram-аккаунт ________. Вы также можете обратиться анонимно на вебсайт https://covid-19.mentalcenter.kz или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz). |
Пример сообщения коллегам:
Психолог может оказать помощь своим коллегам несколькими путями:
Педагог-психолог может перенаправить коллегу на веб-сайт, созданный для предоставления населению психологической помощи во время эпидемии коронавируса, где в разделе «Специалистам здравоохранения, осуществляющим свою деятельность непосредственно связанную с COVID-19» (https://covid-19.mentalcenter.kz/medical/) можно найти информацию по специальным техникам для поддержания эмоциональной стабильности (глубокое/диафрагмальное дыхание; мышечное расслабление; визуализация).
Педагог-психолог может также рассылать коллегам полезную информацию о важности своевременной профилактики стресса и эмоционального выгорания. Пример памятки см. в Приложениях 3 и 4.
В случае перенаправления педагог-психолог по возможности должен осуществлять контроль обращения за помощью посредством обзвона или сообщений (WhatsApp, смс и др.), проводить мониторинг изменения состояния, рекомендовать другие способы решения и/или оказывать повторную помощь (при необходимости).
Для получения достоверной информации о ситуации с коронавирусом COVID-19:
Для получения психологической помощи:
На казахском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/
На русском языке: https://covid-19.mentalcenter.kz/ru/
Как пользоваться веб-сайтом covid-19.mentalcenter.kz:
Для получения экстренной помощи в случае бытового насилия:
Первая психологическая помощь (ППП) в период предупреждения распространения коронавирусной инфекции COVID-19
Вспышка короновируса COVID-19 вызвала беспокойство и тревогу среди населения всего мира. Многие будут испытывать тревогу и боязнь, и те, кто будет затронуты ситуацией с вирусом в различной степени, могут пережить сильную панику, страх и беспокойство.
Первая психологическая помощь (ППП) – это метод помощи людям, попавшим в бедственную ситуацию, чтобы они почувствовали себя спокойно и получили поддержку для преодоления трудностей.
ППП включает следующие аспекты:
ППП формирует ощущение безопасности, связь с другими людьми. В процессе оказания ППП предоставляется доступ к социальной, физической и эмоциональной поддержке, а также укрепляется вера в возможность помочь себе и окружающим.
Первая психологическая помощь основывается на трех принципах:
При оказании ППП в условиях карантина помощь предлагается дистанционно (видеосвязь через WhatsApp, Skype или только аудио звонок). Так как беседа проводится часто без визуального контакта важно:
Алгоритм беседы в дистанционном формате:
Используйте технику активного слушания. Слушать внимательно означает:
Сохраняйте спокойствие и проявляйте понимание, таким образом Вы поможете людям ощутить себя в безопасности, почувствовать поддержку, понимание, уважение и заботу. Предоставляйте информацию простыми словами, чтобы ее было легко понять. Выражайте сопереживание, когда позвонивший говорит Вам о своих чувствах: «Я понимаю, что Вам тяжело..», «Вы переживаете…».
Стресс, который испытывают люди в связи с распространением коронавирусной инфекции, может отражаться не только на эмоциональном состоянии, но и физическом. Воздействие стресса на организм приводит к таким изменениям, как учащенное дыхание, сильное сердцебиение, повышенное давление. Если собеседник упоминает вышеперечисленную симптоматику, вы можете рекомендовать к использованию методы саморегуляции, как естественные (физические упражнения), так и специальные (техники саморегуляции: дыхательную гимнастику и др.).
Помогите людям получить необходимую поддержку. Помогите звонившим эмоционально справиться с проблемами. Предоставляйте достоверную информацию, если она у Вас есть. Честно говорите, если Вы чего-то не знаете.
Перенаправление к другим источникам получения помощи и поддержки
В некоторых случаях Вы можете перенаправить позвонившего к другим ресурсам помощи и поддержки, аргументируя свою рекомендацию. Перенаправление может быть необходимо в случае обращения:
Во втором случае необходимым специалистом может быть медицинский психолог, психотерапевт, невропатолог, терапевт и др.
Перенаправление рекомендуется во всех случаях если есть признаки психических расстройств, в первую очередь, острое стрессовое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, случаи, связанные с насилием, с суицидальными мыслями и глубокой травмой.
При перенаправлении к другим источникам получения помощи и поддержки педагог-психолог может столкнуться с проблемой, в основе которой лежит стигма (предубеждение).
Если Вы понимаете, что не можете помочь позвонившему, необходимо предпринять следующие шаги:
Посоветуйте других специалистов или другой источник получения помощи и поддержки. Необходимо направить человека к конкретному источнику помощи, дав ему телефон или адрес, а не ограничиться общими фразами типа: "Вам нужно обратиться к другому специалисту". Желательно предложить звонившему не менее двух источников помощи, к которым он/она может обратиться (например, более опытный педагог-психолог, веб-сайт психологической помощи (https://covid-19.mentalcenter.kz) или телефон доверия «150» (через WhatsApp +77081060810 или www.telefon150.kz).
Пример: Девушка 19 лет с признаками выраженного нарушения пищевого поведения. После проведения беседы Вы можете сказать: «Я бы очень хотела Вам помочь в разрешении проблемы, с которой Вы столкнулись, но она выходит за границы моих профессиональных возможностей. В данной ситуации я бы порекомендовала Вам обратиться к специалисту(-ам), которые помогают людям с подобными проблемами…». При этом желательно иметь под рукой контакты рекомендуемых ресурсов оказания помощи и поддержки.
Что нужно и чего нельзя делать, предлагая ППП
НУЖНО |
НЕЛЬЗЯ |
Слушать больше, чем Вы говорите, чтобы определить проблемы. Мягко задавать прощупывающие вопросы. Использовать открытые вопросы: когда, где, что, кто. Признавать чувства и понимание событий. Помочь нормализовать эмоции и реакции. Признавать внутренние ресурсы и способность справляться. Предоставить информацию о коронавирусе COVID-19. Быть честным, если чего-нибудь не знаете. Это новый вирус, который мы все еще изучаем. Быть терпеливым и спокойным. Позволить высказаться и разрядить эмоции. Выслушать возможные варианты и помочь сделать выбор. Обеспечить конфиденциальность, если только упомянутые проблемы не влияют на безопасность самого человека или других людей. Обеспечить соблюдение принципа «не навреди». |
Давить, чтобы человек говорил, если он не хочет говорить. Спрашивать, почему это или то. Осуждать. Использовать технические термины. Говорить о себе или о личных проблемах или неприятностях. Давать ложные обещания или ложные заверения. Делиться чужой историей или опытом. Использовать доверие и конфиденциальность. |
Памятка для учителя – Как помочь себе?
Беспокойство о родных и близких, чувство неопределённости, работа в дистанционном формате с детьми и их родителями, коллегами, большие нагрузки, условия нестабильности – все эти и другие факторы во время вспышки коронавируса COVID-19 могут привести к эмоциональному выгоранию.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ, используя эту шкалу:
Высокая эффективность работы, преимущественно хорошее настроение и мотивация к труду, удовлетворенность результатом. |
Признаки эмоционального выгорания отсутствуют |
Повышенная или пониженная чувствительность, скука, тревога или раздражение при мыслях о работе, трудности в общении с коллегами, эффективность работы снижена, пессимизм. |
Есть некоторые признаки эмоционального выгорания |
Бессонница и чувство истощения, головные боли, отсутствует желание/силы работать, сложно контролировать свое состояние, депрессия, апатия или тревога, эффективность работы низкая, негативизм. |
Явные признаки эмоционального выгорания |
ПОМОГИТЕ СЕБЕ:
1. Признайте, что Вы не идеальны. Не ругайте и не критикуйте себя, если Вы не справляетесь или испытываете негативные чувства – Вы просто человек, а не робот. Трудности – это не только проблемы, но и точки роста!
2. Заботьтесь о себе: старайтесь уделять время сну и отдыху, правильно питайтесь, по возможности переключайтесь на другие дела (работа по дому, общение, с родными и друзьями, забота о домашних животных, физические упражнения и т.д.).
3. Снизьте нагрузку, не работайте по праздникам и выходным. Возможно, для этого стоит пересмотреть организацию времени и места работы в будние дни, а также поделить дела на «важные», «срочные» и просто «срочные, но не очень важные».
4. Правильно отдыхайте: уменьшите количество разговоров или отключите телефон и исключите посещение социальных сетей, уделите время себе и семье, любимому хобби, читайте и смотрите только интересные и приятные для Вас книги и фильмы.
5. По возможности делайте физические упражнения, но не перегружайте себя чрезмерной нагрузкой.
6. Попробуйте заняться медитацией или дыхательными практиками, хотя бы по 15 минут в день. Есть много приложений для телефона или видео на YouTube, Instagram, где Вы можете найти советы о том, как медитировать или делать упражнения.
7. Планируйте свое дела заранее и старайтесь по возможности их выполнить (например, на неделю, на день). Но все-таки, если вдруг не смогли – см. пункт 1.
8. Обращайтесь за помощью к тем, кому доверяете – это могут быть члены семьи, друзья, коллеги, психолог и др. Советы и помощь специалистов, готовых Вам помочь бесплатно в удобное для Вас время в режиме онлайн, можно найти на веб-сайте https://covid-19.mentalcenter.kz/.
9. Помните, что работа всего лишь часть Вашей жизни, да, ёмкая, но не единственная.
Профилактика эмоционального выгорания - Как помочь себе?
Памятка для учителя.
Признаки выгорания:
Если из трех перечисленных признаков эмоционального выгорания Вы находите у себя хотя бы два, то у Вас есть признаки эмоционального выгорания.
Попробуйте применить дыхательные упражнения (глубокое/диафрагмальное дыхание), медитацию, хотя бы 3 раза в день по 3-5 минут (см. на https://covid-19.mentalcenter.kz/population/).
Если признаки выгорания сохраняются, Вы можете использовать 2 техники – диалога и проживания образов (методика самосовладания). Синдром эмоционального выгорания – это состояние, когда человек не справляется со своим психическим состоянием, в частности, со своими чувствами или эмоциями.
Изучите основной список чувств:
|
|
|
|
|
|
Техника диалога
Техника проживания образов
Наши проблемы, неприятные образы и состояния связаны с тем, что мы пытаемся с ними бороться, подавлять, вытеснять. Как правило, это неэффективно, потому что эти эмоции и образы накапливаются. Чтобы этого не происходило, и мы могли справляться со стрессом, эти чувства и образы нужно проживать (техника проживания образов):
Если эти техники не помогут, Вы можете обратиться к Вашему педагогу-психологу по тел._________________ или получить бесплатную онлайн помощь специалиста на веб-сайте https://covid-19.mentalcenter.kz/.
Помните, к Вам всегда готовы прийти на помощь.